Стратегически важная задача подготовки востребованных в индустрии, бизнесе и в науке ИТ-профессионалов должна решаться на основе создания эффективной открытой национальной системы ИТ-образования, динамично развивающейся в ногу с мировым научным и технологическим прогрессом, опирающейся на традиции и опыт отечественной высшей школы, построенной в соответствии с международными образовательными стандартами и рекомендациями, с тенденциями развития мировой образовательной системы.
Эффективность создания и использования любой сложной системы во многом зависит от качества разработки нормативно-методической базы, в частности, стандартов, профилей, методов тестирования и конформности стандартам и профилям. Примером, демонстрирующим роль стандартов, может служить современная практика разработки новых технологий, когда первоначально организуется деятельность по формированию соответствующей нормативно-методической базы, например, в виде индустриальных стандартов или открытых спецификаций проектируемых технологий. Такая деятельность называется процессом стандартизации и ее назначение - создание на принципах консенсуса гармонизированной системы спецификаций конкретного класса технологий, на основе которой компании индустрии и бизнеса осуществляют выпуск конечных продуктов, сервисов и систем. При таком подходе обеспечивается высокая степень открытости конечных решений - высокая степень их соответствия исходным стандартам.
В последнее десятилетие весьма эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization) [4]. Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов и уровень регламентированности процесса их сопровождения, свойственные официальным международным стандартам, ее достоинствами является быстрота процесса разработки и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов (как правило, в форме открытых спецификаций). Примерами наиболее известных представителей этой группы организаций-разработчиков стандартов являются (IEEE, IETF, OMG, ECMA, W3C и многие другие).
В сфере образования роль нормативно-методической базы не менее значима, чем в отраслях, связанных с высокими технологиями. Образовательные стандарты и сопутствующие им методические материалы являются основой для организации массового «производства» профессиональных кадров с контролируемым уровнем качества образования. Таким образом, образовательную деятельность следует рассматривать как сложную социокультурную технологию, для функционирования которой требуется высокая степень регламентированности (стандартизации), причем с предъявлением самых высоких требований к качеству нормативной базы.
Для разработки современной системы образовательных стандартов эффективным решением представляется применение консорциумного подхода, способного обеспечить практичность, качественность, высокую степень согласованности решений в профессиональной среде.
Однако создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В тоже время сам процесс консорциумной стандартизации достаточно адекватно может быть смоделирован посредством некоторой е-деятельности. Для успешного воплощения на практике такого подхода необходимыми условиями являются: наличие профессиональной команды, поддерживающей эту деятельность и заинтересованной в ней; актуальность целей и задач самой деятельности, способствующей интегрировать широкий круг профессионалов-волонтеров; эффективная стратегия продвижения в Сети. Поэтому в качестве начального этапа перехода к консорциумной стандартизации в ИТ-образовании представляется целесообразным развертывание соответствующей е-деятельности, направленной на разработку спецификаций нормативно-методической базы для актуальнейшего образовательного направления - «Информационные технологии». Результаты этой деятельности (проекты образовательных стандартов, учебных программ, других методических материалов), отработанные в рамках технологического процесса консорциумной стандартизации до требуемого уровня качества и согласованности, станут предметом рассмотрения их в соответствующем учебно-методическом объединении (УМО) университетов и Министерстве образования и науки в качестве кандидатов для прохождения процедур формальной стандартизации.
Важной задачей такой е-деятельности является вовлечение в процесс стандартизации широкого круга профессиональных организаций, включая университеты, компании бизнеса и индустрии, институты РАН, а также экспертов в области ИТ --профессоров и преподавателей университетов, крупных ученых и научных работников, лучших специалистов индустрии и бизнеса, профессиональных писателей и издателей научно-технической литературы, активных студентов и аспирантов. Именно такой подход позволит создать и поддерживать в актуальном состоянии на принципах открытости и консенсуса высококачественные, соответствующие требованиям науки и практики образовательные стандарты и учебные программы, составляющие основу нормативно-методической базы системы ИТ-образования.