Одной из характерных черт развития современного социума служит глобализация экономики, всех видов человеческой деятельности, включая и социокультурные технологии такие, как профессиональное образование. Глобальный характер и интенсификация процессов человеческой деятельности требуют развития высокого уровня системы международной стандартизации, формирующей нормативно-методическую основу для глобального рынка товаров и услуги, технологий и процессов деятельности.
В последние годы эффективным инструментом стандартизации показала себя стандартизация консорциумов (consortia standadization). Хотя данная форма стандартизации не гарантирует качество стандартов, свойственное официальным международным стандартам, ее достоинствами являются быстрота процесса создания и высокий уровень консенсуса разрабатываемых стандартов/рекомендаций (как правило, в форме открытых спецификаций). Примерами представителей консорциумной стандартизации могут служить такие организации-разработчики стандартов, как например, IEEE, IETF, OMG, ECMA, W3C, ACM, IEEE и многие другие.
В сфере образования роль нормативно-методической базы не менее значима, чем в отраслях экономики. В частности в области информационных технологий (ИТ) международные образовательные стандарты и рекомендации, разрабатываемые консорциумами ACM, IEEE и др., не одно десятилетие служат ориентиром для университетов и вузов, осуществляющих массовую подготовку профессиональных ИТ-кадров для мировой экономики.
Как уже отмечалось, для разработки сложных коллективных решений, какими являются современные стандарты, высокоэффективным инструментом служит технология консорциумной стандартизации. Такая технология сочетает возможность вовлечения в процесс стандартизации потенциально неограниченного числа членов профессионального сообщества и интеграции усилий и опыта множества специалистов с реализацией жестко управляемого бизнес-процесса по разработке стандартов. Такое сочетание позволяет в относительно сжатые сроки создавать высококачественные решения, обладающие высоким уровнем консенсуса в профессиональной среде.
Центральной идеей данной работы является применение консорциумного подхода к разработке и сопровождению образовательных стандартов и учебно-методических материалов для направлений подготовки, связанных с областью информационных технологий (ИТ).
Однако создание консорциумов, структурно сложных организаций, требует значительных начальных затрат и организационных усилий. В тоже время сам процесс стандартизации консорциумов достаточно адекватно может быть смоделирован на основе использования современных технологий сети Интернет.
Для успешного воплощения на практике такого подхода необходимым условием является создание на основе портальных технологий среды поддержки консорциумной стандартизации, обеспечивающей следующие принципиальные возможности:
· формирование информационных моделей базовых процессов стандартизации, отражающих жизненный цикл объектов стандартизации и текущий уровень согласованности этих объектов в профессиональной среде
· открытый управляемый доступ к объектам стандартизации
· поддержка процедур принятия решения об изменении статуса объектов стандартизации (в частности, процедур голосования)
· формирования сетевого профессионального сообщества с предоставлением гибких средств интерактивного взаимодействия между его членами и группами
· поддержка процедур актуализации информационной базы заданной тематической направленности
Таким образом, для применения консорциумного подхода к разработке образовательных стандартов актуальной задачей становится создание технологической основы такой деятельности в виде портальной среды, ориентированной на поддержку базового процесса стандартизации и жизненного цикла объектов стандартизации.
Основными целями данной работы являются:
· создание на основе портальной технологии среды поддержки деятельности учебно-методического совета (УМС) по прикладной математике, информатике и информационным технологиям классических университетов для разработки образовательных стандартов и учебно-методических материалов на принципах консорциумной стандартизации
· разработка методов и алгоритмов для реализации механизмов формирования информационных моделей базовых процессов стандартизации, реализации открытого управляемого доступа к объектам стандартизации, поддержки средств коллективной работы, сетевого интерактивного взаимодействия участников процессов стандартизации, а также процедур принятия решения об изменении статуса объектов стандартизации
· апробация созданной среды в реальном процессе разработки и сопровождения образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии».